Сегодня режиссеру Евгению Татарскому исполняется 75 лет!

Сегодня режиссеру Евгению Татарскому исполняется 75 лет! 10.09.2013

Сегодня замечательному ленфильмовскому режиссеру Евгению Татарскому исполняется 75 лет!

Без биографических данных не обойтись. Родился в Ленинграде. Учился пару лет в Гидромете, окончил режиссерский факультет Института культуры в 1969-м и мастерскую Александра Митты на Высших режиссерских курсах в 1972-м. А начинал в кино, представьте себе, разнорабочим на «Леннаучфильме». С 1964-го вступил на режиссерскую трудную, но увлекательную дорожку: помощник режиссера, ассистент режиссера, второй режиссер...
Работал с известными режиссерами, прошел разностороннюю и мощную ленфильмовскую школу, без работы не сидел, а значит, был в своем деле профи, постановщики ценили.
И ровно сорок лет назад, в 1973-м, дебютировал сам телевизионной короткометражкой «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах» по «Денискиным рассказам» Драгунского. Чем явил интеллигентскую склонность к ироническому, столь пригодившуюся впоследствии. Ирония, иной раз глубоко упрятанная, окрасила и придала шарм и выдающейся телевизионной картине «Приключения принца Флоризеля» (1979 – 1980) и двум самым знаменитым, тоже бесконечно повторяемым в эфире детективам Татарского: «Золотая мина» (1977) и «Колье Шарлотты» (1984).
Когда хотят похвалить режиссера, чаще всего перечисляют актеров, с которыми он работал, и я не собираюсь менять традицию, поскольку просто чертовски приятно перечислить тех, кого Татарский приглашал сниматься: Олег Даль, Любовь Полищук, Кирилл Лавров, Александр Абдулов, Донатас Банионис, Марина Влади, Марина Неелова, Юрий Кузнецов, Константин Хабенский и многие другие; добавьте сюда композиторов Исаака Шварца и Сергея Курехина, чтобы почувствовать диапазон...
Однако нужно сказать и о другом. Татарский был среди тех режиссеров «серебряного века» отечественного кинематографа (если считать «золотым» 1920-е годы), кто заложил основы нового зрительского жанрового кинематографа – свободного от государственной идеологии настолько, насколько можно. Ни пропаганды, ни сатиры, а игра и ирония – вот были принципы Татарского.
Это не значит, что он не знал цензуры и придирок. Но часть из них была неожиданного по той поре для меня, например, свойства. Евгений Маркович рассказывал в самом начале 1980-х, как приходилось выбивать разрешение показать какой-нибудь до той поры в кино не демонстрируемый способ криминального деяния или, наоборот, расследования. Зрителю ведь неинтересны были повторы одного и того же, он жаждал новенького, но считалось, что кинематограф учит потенциальных преступников и творить зло, и предохраняться от следователей. О, вегетарианские, идеалистические времена!..
Но Татарский не ограничивался криминальными детективами. В его багаже – один из первых, если не самый первый, фильм про вампиров – тогда они назывались упырями, – иронический мистический триллер «Пьющие кровь» (1991, в основе повесть Алексея Толстого «Упырь»). Играл он и в иронический вестерн – «Джек Восьмеркин – американец» (1986). И в роковую мелодраму – «Тюремный романс» (1993).
И еще именно он был назначен сопостановщиком знаменитого на весь мир Джорджа Кьюкора, который в 1975 году (на волне, как бы теперь сказали, очередной перезагрузки) снимал на «Ленфильме» советско-американскую экранизацию «Синей птицы». Эта прекрасная картина почему-то не имеет заслуживаемой ею популярности. А ведь сооператором там был Ионас Грицюс, хореографами Леонид Якобсон и Игорь Бельский, а снимались Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Маргарита Терехова, Олег Попов, Георгий Вицин, Надежда Павлова, Сергей Филиппов и сама Гликерия Богданова-Чеснокова!..
В общем, Евгению Марковичу есть что вспомнить и порассказать, тем более что он известный в своем кругу баешник. Впрочем, найдите его книгу «Записки кинорежиссера о многих и немного о себе», которая вышла два года назад, и вам тоже достанется это удовольствие.

Источник: Санкт-Петербургские ведомости


Возврат к списку

Наверх