Возрожденное великолепие

Возрожденное великолепие 19.04.2011

Выдающееся произведение русского классицизма - Таврический дворец - реставрируется не первый год.
Петербургские специалисты в течение последних лет один за другим восстанавливали роскошные залы Таврического дворца. Теперь наступила очередь экстерьерного обновления.
Эту работу под руководством специалистов КГИОП осуществили одни из лучших компаний города, члены Союза реставраторов Санкт-Петербурга: реставрацию фасадов здания производило ООО НПХК «Ремстройкомплекс», а знаменитой исторической ограды на Шпалерной улице - 000 «Матис».
Чтобы понять, какую работу они проделали, достаточно вспомнить, что особняк, имеющий более чем двухсотлетнюю историю, полномасштабной реставрации подвергся впервые. В советские времена «реставрационные» работы здесь сводились к простому покрытию фасадов краской, между тем как полноценная реставрация предполагает не только внешнее обновление памятника, но и укрепление его внутренних конструкций.
Позиция городского правительства и КГИОП в этом вопросе однозначна: первоочередная задача реставратора - максимальное сохранение исторических материалов и технологий. Экстерьерная реставрация Таврического дворца предполагала целый комплекс сложнейших работ: и фасадных, и кровельных, и укрепление деревянных конструкций особняка, и обновление кованых металлических решёток. Такой комплекс работ должна была проводить крупная компания, имеющая соответствующие технические, технологические, кадровые ресурсы. Поэтому и было выбрано ООО НПХК «Ремстройкомплекс».
Вернув зданию тот блистательный внешний вид, каким он был при первом владельце - светлейшем князе Потёмкине, реставраторы полностью сохранили историческую технологию устройства особняка и дошедшие до нашего времени исторические материалы. В процессе работы выяснилось, что некоторые элементы внутренних, недоступных взгляду конструкций Таврического дворца, выполненных в XVIII веке из дерева, необходимо заменить. Конечно, сегодня проще и практичнее было бы заменить их металлическими аналогами, но... сохранение исторического соответствия для реставратора важно не только при работе с декорациями. В результате реставраторы специально заказывали балку определенного размера - и полностью повторяли историческую технологию устройства этого здания.
Трудоёмкой оказалась работа с коваными решётками окон цокольного этажа. Каждое перекрестье этой решетки обхвачено цельнокованым кольцом. Для создания такого кольца приходилось сначала выковать незамкнутое кольцо, надеть его на перекрестье и, вновь прибегнув к горячей ковке, сковать окружность. Таких колец было изготовлено более тысячи. Уделяя большое внимание вопросу о необходимости сохранения артефактов, директор 000 НПХК «Ремстройкомплекс» Никита Овчинников приводит такой пример: - Мы работаем в Таврическом уже более десяти лет, отреставрировали большое число интерьеров. Так вот, в одном из залов мы сумели сохранить паркет, положенный ещё при Екатерине II. Ощущение связи с прошлым в этом помещении было настолько сильно, что иногда казалось, будто Екатерина или Потемкин в любой момент могут войти сюда. Мы отреставрировали и укрепили этот паркет так, чтобы он как можно дольше хранил память о прошлом. Огромную помощь нам оказали специалисты КГИОП, во многом благодаря их профессионализму и искренней заинтересованности в сохранении памятника отреставрированные залы будут еще много лет радовать посетителей. Особенное восхищение вызывает архитектор КГИОП Галина Анатольевна Недашковская, которая много лет курирует реставрационные работы в Таврическом дворце и вложила в возрождение особняка немало сил и душевной энергии.
Иногда для максимального сохранения исторических материалов дворца - как при внутренних, так и при экстерьерных работах - требовалось использовать самые современные технологии реставрации, а иногда, наоборот, наиболее щадящим и эффективным оказывалось простое, веками проверенное средство. Так, расписанные живописью стены специалисты НПХК «Ремстройкомплекс» чистили... булкой. Обыкновенной сухой булкой. Высокоэффективных технологий сегодняшняя реставрация знает немало, но вот вещества, способного стирать пыль и грязь бережнее булки, не придумано до сих пор.
Ограда, пережившая лихолетья
Ровно та же задача - обновление при максимально возможном сохранении историчности - стояла и перед специалистами ООО «Матис». Невысокая чугунная ограда, почти ровесница основного здания, реставрировалась впервые. И состояние ее к началу реставрации было удручающим. - Ограда серьезно пострадала во время войны, - рассказывает директор компании «Матис» Николай Матюшкин. - Сломы, сколы - следы осколков от снарядов. Зимой 42-го взрывная волна от упавшего неподалеку снаряда свалила половину ограды набок. Истощённые ленинградцы по собственной инициативе и собственными силами подняли её и вернули на место. Впоследствии советские реставраторы восстанавливали и обновляли ограду, но полноценной реставрации в силу объективных технических причин провести не могли. Так, элементы чугунной решетки и главного украшения - ваз с маскаронами, венчающих гранитные столбы, - в 50-е годы были воссозданы вовсе не из чугуна, а из силумина. Ленинградские реставраторы просто не имели возможности отливать детали из чугуна: это тугоплавкий материал, и для работы с ним нужны мощные печи сталелитейных заводов. Попасть на сталелитейный завод в тогдашних условиях было непросто, и реставраторы вынуждены были найти чугуну более легкоплавкую замену.
По словам Николая Матюшкина, первоначальный проект реставрации не предполагал демонтажа ограды, но когда специалисты ООО «Матис» вышли на объект, стало понятно, что ограду необходимо полностью разбирать и реставрировать каждую деталь. Такую кропотливую работу реставраторы проделали не зря: она полностью преобразила ограду и вернула ей исторический вид. Все силуминовые вставки и выполненные из силумина детали вновь стали чугунными. По словам Николая Матюшкина, одних маскаронов пришлось заменить двадцать штук. Огромный объём работ был проведен по гранитному цоколю ограды. Реставраторы убрали все трещины, заполнив их мастикой. Сколы, образовавшиеся в результате бомбежек и замазанные цементом во время предшествовавших восстановительных работ, теперь заполнены гранитными вставками, тщательно подобранными по цвету. Павильоны-сторожки были восстановлены, крыши их полностью переделаны, воссозданы дубовые двери и окна с круглыми дубовыми рамами.
В результате этой трудоемкой работы ограда как будто вернулась в XVIII век, преобразив не только ансамбль Таврического дворца, но и вид этого участка Шпалерной улицы. Профессионализм реставраторов и искренняя заинтересованность руководства КГИОП дали ограде вторую жизнь.
 

Источник Версия в Питере


Возврат к списку

Наверх