Кому в Петербурге жить хорошо

Кому в Петербурге жить хорошо 11.11.2015

 В северной столице стартовала очередная Urban Week. В первый же день на одной из сессий была поднята острая тема комфорта городской среды. ART1 выслушал всех спикеров, суммировал все сказанное и составил по итогу список из того, что же есть у города, чтобы люди чувствовали себя в нем как дома, и что мешает горожанам получать от Петербурга удовольствие.


Удивительный случай: Санкт-Петербург — самый популярный в мире город России. Ежегодно сюда приезжают толпы туристов. Они восторгаются красотой исторического центра, но недоумевают, отчего современный Петербург настолько не приспособлен для комфортной жизни. Если возмущены даже туристы, то что уж говорить про местных жителей.

Дискуссия под названием «Город и комфортная городская среда: слагаемые городского комфорта», которая развернулась вчера на Urban Week, вроде бы намекает, что не все так плохо, и надежда есть. Однако в ходе разговора стало понятно, что без дефибриллятора не обойтись.

Что есть у Петербурга для комфортной жизни?

У города на Неве, как признаются не только российские, но и зарубежные эксперты, на первый взгляд есть все, чтобы сюда было приятно приезжать не только на выходные из Москвы, но и вообще жить:

Историческое наследие. Самый первый пункт, от которого стоит отталкиваться. Невозможно перепланировать город без оглядки, на то, что в нем уже есть. Влепить удобный и навороченный торговый центр из стекла и бетона посреди домов в стиле модерн, безусловно, можно. Но комфортно ли вам будет жить с этой «третьей рукой»?

Зарубежный опыт. Популярная нынче позиция: «Мне все равно на вашу заграницу. Я живу в России. Мне важно, как здесь», — сегодня не выдерживает критики. Ключевое понятие здесь — опыт, а не заграница. Почему нам так нравится, как город устроен там, и почему нас так возмущает, как город устроен здесь?

Один из спикеров сессии Паскаль Гредер, генеральный директор Greder&Kessler, показал на примере реального своего проекта, как ему удалось избавить целый район от припаркованных во дворах машин без проблем для самих автовладельцев, сделать его приятным для прогулок и соединить с велосипедными дорожками всего остального города. При этом сами жители района активно принимали участие в перепланировке территории. Чем мы хуже?

Готовые возможности для оформления городской среды. Чтобы сделать город комфортным, на самом деле не нужно ничего изобретать. У нас уже есть компании, готовые предоставить свою продукцию, чтобы сделать город красивее и современнее. Дизайнерская уличная мебель, необычные велопарковки, скульптуры для ландшафтного дизайна, декоративные и действительно красивые изгороди — всем этим, к примеру, активно пользуется Москва, а Петербург продолжает надеяться на госкомпании, застрявшие в лохматом советском дизайне.

Желание бизнеса, дизайн-студий и самих горожан. Все перечисленные готовы менять город в лучшую сторону. Первые два, правда, не готовы делать это за бесплатно. Третьи готовы, но для большинства инициатив любезное государство связало им руки.

Тем не менее, с этим активно справляются, скажем, партизанские городские фестивали «Ресторанный день», «День яблок», экскурсионная «Открытая карта» или образовательные пикники «Трава». Держась на честном слове организаторов-альтруистов, эти проекты реально меняют городскую среду и заставляют участников чувствовать себя частью города.

Что мешает?

Отсутствие политической воли у властей. Именно так, по мнению Александра Минакова, руководителя проектов в Студии Артемия Лебедева, звучит один из главнейших стоп-факторов для развития города. Власти неохотно идут на диалог с кем бы то ни было. Они нечетко прописывают нормы или запрещают все на свете.

«Далеко идти за примером не нужно. Возьмите ту же Москву. В руководстве города сегодня находятся люди, которым важно не только отчитаться перед начальником, не только получить прибыль от городских проектов, но и сделать что-то хорошее, о чем будут говорить, и что существенно улучшит имидж города и, следовательно, повысит удовлетворенность от города у жителей», — прокомментировал Минаков.

Страх и нежелание городских структур меняться. Зачастую это связано с непониманием со стороны руководства компаний, которое в принципе не видит смысла, например, в том, чтобы сделать единый и красивый дизайн, удобную навигацию для всего города или транспортной системы. Любое вмешательство в свои дела (пусть даже из лучших побуждений) такие структуры воспринимают враждебно. Это касается не только предложений от сторонних дизайн-студий (как это было, например, со схемой метро от Студии Лебедева), но и вмешательства со стороны самих властей.

Нежелание тратить деньги. 5 млн рублей на ребрендинг транспортной сети кажутся для нас космической суммой. Но если задумать о масштабах самой этой транспортной сети, то цифра не такая уж и большая. «Красивый и качественный дизайн не должен стоить копейки, но у нас этого все никак не поймут», — продолжал сетовать Минаков. Нынешняя схема метро, где станции никак не привязаны к географическим ориентирам и соединяются макаронинами, была нарисована ночью на коленке стажером рекламного агентства. И это позорище для петербургского метрополитена, а не разумная экономия.

Сами горожане. Петербуржцы, с одной стороны, слишком консервативны для нововведений. Впрочем, в этом виновато не обычное ретроградство как черта характера, а негативный опыт в прошлом. С другой стороны, сегодня наши граждане слишком эгоистичны для тех же дворов без припаркованных у подъезда машин. Один из руководителей девелоперской компании пожаловался аудитории на жителей одного из их домов. По проекту, дворы дома должны были быть освобождены от припаркованных машин и отданы под детские площадки. Их можно было поставить на многоэтажный подземный паркинг. Однако эта идея встретила волну возмущения у местных жителей. Большинство из них говорили что-то вроде: «У меня нет детей, и мне на них наплевать. Я хочу, чтобы моя машина стояла у подъезда». Как это ни странно, но зачастую именно сами жители города не дают ему развиваться.

Похоже, всем нам нужна небольшая встряска, чтобы понять, что без участия каждого «компонента», будь то власть, дизайнеры, городские организации или сами горожане, комфортным город сам не станет. При этом важно понимать, что конечный потребитель во всем этом никто иной как сам человек. И пока на форумах вроде Urban Week вот уже который год ведутся разговоры о том, кто и что мог бы сделать, не пора ли уже начать действовать хоть кому-то?


Ирина Зайцева
Фото: Денис Ефременко

 

http://art1.ru/announcements/komu-v-peterburge-zhit-xorosho/

Источник ART1


Возврат к списку

Наверх