Крути педали

Крути педали 05.07.2014

В Петербурге открылась сеть общественного велопроката. Взять велосипед можно на одной станции, а вернуть на другой. Стоит новый вид транспорта относительно недорого и уже в первые дни эксплуатации оказался довольно востребованным. Не вполне ясным остается лишь одно — зачем в Петербурге ввели систему, от которой решили отказаться в Москве?

Как водится, проект был осуществлен с заметным опозданием. 30 станций должны были открыть еще в мае, но лишь к 3 июля количество станций достигло 29. В этот день одну из новых станций у Гостиного Двора осмотрел врио губернатора Петербурга Георгий Полтавченко. Он высоко оценил проект и заявил, что общественный велотранспорт в городе будет развиваться и дальше.
Всего для проекта в городе закуплено 500 велосипедов. Все пункты оборудованы 8-16 ячейками для велосипедов. Взять велосипед можно на одной станции, а вернуть на другой. Примерная система тарифов выглядит так: поездка до 30 минут бесплатна, если это время превышено до 1 часа – надо заплатить 30 рублей, два часа обойдутся в 90, три часа – в 300, 4 часа – 900, 24 часа – 1500 рублей. Абонентская плата за сутки аренды байка составляет 100 рублей, за неделю – 250, за месяц придется заплатить 450, а за сезон – 950 рублей. При этом повременная оплата сохраняется.
Чтобы воспользоваться прокатом, необходимо зарегистрироваться на сайте. После регистрации клиенты получают индивидуальный код, который необходимо ввести на спецустройстве, чтобы получить велосипед. Для расчета в системе необходимо указать данные банковской карты.
Онлайн карта на сайте, обслуживающем проект, показывает, что, несмотря на дождливую погоду, велосипеды пользуются популярностью. По состоянию на 17.30 МСК 4 июля почти все станции оказались заполнены двухколесными машинами лишь на четверть или на треть. Ни одного «железного коня» нельзя было найти на Площади Восстания, Спортивной, Василеостровской и на Синопской набережной. Полностью заполненных парковок не оказалось ни одной.
Не совсем ясно, как именно трактовать такую популярность системы. С одной стороны, она только начинает функционировать, так что многие петербуржцы, возможно, взяли байк просто «на пробу». Если велопрокат окажется неудобным, горожане могут от него быстро отказаться, и он останется лишь развлечением для немногих. С другой стороны, большинство еще просто не знает о новом транспорте. Если уже сейчас, в плохую погоду, велосипедов не хватает, то что будет, когда о нововведении окажутся осведомлены все? В таком случае систему придется серьезно расширять.

Велопроект в Петербурге во многом идет по стопам московского. В 2013 году столичным департаментом транспорта и Банком Москвы была создана такая же система общегородского велопроката. В среднем за сезон жителям города были доступны 400 велосипедов, располагающиеся на 50 станциях в центре Москвы. Организаторы проект называют успешным - за период с 1 июня по 31 октября 2013 года в системе зарегистрировалось 46 тысяч пользователей, было совершено около 70 тысяч поездок, из них около 35% - с транспортными целями.
В результате было решено расширить систему до 150 станций и 2500 велосипедов в течение сезона 2014 года, а в 2015 увеличить количество станций до 300, а велосипедов - до 4500. По не вполне ясным причинам якобы хорошо себя зарекомендовавшую систему чешского производства при этом полностью демонтировали, а вместо нее установили французскую. Как заявляют в департаменте, новые велосипеды устойчивей к внешним воздействиям, имеют широкие и комфортные для езды шины и удобные сиденья. Кроме того, велосипеды имеют электронный блок с клавиатурой и кард ридером для чтения карты, при помощи которого можно разблокировать велосипед, не подходя к терминалу, просто введя пин-код или приложив карту. Все затраты на новый проект в столице взяли на себя Банк Москвы и Сбербанк.

Чтобы понять, зачем в Петербурге устанавливают систему, которую уже свернули в столице, «БалтИнфо» обратилось в пресс-службу Банка Москвы. Там пояснили, что демонтировать чешскую систему частично и интегрировать ее с французской — невозможно, так как они несовместимы. «Старая система хорошо себя зарекомендовала, но у новой функционал шире», - заявили там. Кроме того, в пресс-службе назвали недостоверной информацию, появившуюся в СМИ о том, что петербургские велосипеды — это прошлогодние московские. «Все машины абсолютно новые, никакого б/у», - уверили «БалтИнфо».
При этом не постигнет ли нашу систему участь столичной и не заменят ли ее на французскую, пока неизвестно, это выяснится лишь по итогам лета.
«Какие бы велопрокатные системы не создавались, толку от этого в ближайшее время не будет. Сейчас трудности при перемещении по городу испытывают даже профессиональные велосипедисты. Все магистрали забиты, пробраться между машинами непросто. Чтобы это исправить, нужно создать нормальную систему велодорожек, возможно, совмещенную с выделенными линиями для общественного транспорта. Кроме того, нужно ограничивать автомобилистов в центре города. Только тогда действительно произойдет прорыв в развитии велотранспорта», - считает один из самых «велосипедных» депутатов петербургского ЗакСа Анатолий Кривенченко.

Источник БалтИнфо


Возврат к списку

Наверх