8 (812) 246-64-30, petroinf@cgpb.ru
На месте императорских конюшен возведут один из самых дорогих отелей города

Бетонный забор на днях соорудили между зданием Конюшенного ведомства и каналом Грибоедова. Строители начинают, как сказано, «реставрацию и приспособление для современного использования» выдающегося архитектурного памятника. А того, что за забором оказался главный в городе сувенирный рынок, никто как будто и не заметил.
Уже многие годы Конюшенная площадь остается одной из самых неприбранных в Петербурге. Притом что расположена она в историческом центре города, в красивейшем окружении каналов, храмов и дворцов. Здание Конюшенного ведомства смотрит не только на площадь, но также на Конюшенный переулок, на Мойку и канал Грибоедова. В разное время над его обликом трудились архитекторы Николай Фридрих Гербель, Луиджи Руска, Василий Стасов и скульптор Василий Демут-Малиновский. Сейчас здание охраняется как федеральный памятник архитектуры. Доминанта протяженного на многие десятки метров фасада – храм Спаса Нерукотворного Образа. Церковь знаменита не только как архитектурный памятник, но и своей историей – здесь в 1837 году отпевали Александра Пушкина.
Сегодня свободным от оград и грязных декоративных занавесей остался как раз только фасад храма – ободранный и осыпающийся, давно требующий ремонта, как и все вокруг.
– Конюшенное ведомство огородили еще несколько лет назад, – делится воспоминаниями одна из служительниц церкви. – Но реконструкцию так и не начинали. Храм, конечно, тоже надо ремонтировать: укреплять основание, стены... Если будут перестраивать здание, наверное, отремонтируют и храм – не оставят же его в таком виде.
Согласно строительному постеру, на месте Конюшенного ведомства возведут гостиничный комплекс. Поскольку здание – архитектурный памятник, его фасады должны остаться прежними, историческими. А вот внутри оборудуют 70 апартаментов, причем некоторые с чем-то вроде башен, откуда будут открываться великолепные виды на окружающее городское пространство. Хочется надеяться, что эти башни не затмят собой храм, который должен оставаться доминирующим строением как в комплексе здания, так и всей Конюшенной площади. А парковку на 140 мест сделают подземной.
У бывших Императорских конюшен (в советские годы здесь тоже были «конюшни», только для машин – тут располагалось автотранспортное предприятие) огромное дворовое пространство. Как ожидается, именно оно станет наиболее привлекательной особенностью нового гостиничного комплекса. Здесь разобьют скверы и сады с фонтанами, площадками для отдыха постояльцев отеля. Впрочем, это в том случае, если владельцев «не задушит жаба» и они не заполонят все пространство какими-нибудь бутиками.
Работы по реставрации здания, естественно, начались с установки нового забора – уже бетонного. За ним строители собираются поставить свои вагончики. Пока же бетонными баррикадами оказался отгороженным от городского пространства самый большой и самый известный сувенирный рынок. Он уже много лет располагается между зданием Конюшенного ведомства и набережной канала Грибоедова.
Между бетонными плитами все же остались лазы. Пробираемся в матрешкин двор, к ларькам с сувенирами через один из узких проходов в заборе. Хоть и было воскресенье, самый разгар дня, на рынке полное запустение. Торговцы жмутся к своим прилавкам, а покупателя не видно ни одного. В общем-то, удивляться тут нечему: не многие иностранцы рискнут лазать, как мы, меж бетонных плит.
Понятно, что судьба рынка предрешена, и торговцам придется менять место дислокации. Попутно отметим, что продавцов сувениров у нас в городе гоняют с места на место как шелудивых псов. Сначала они располагались на Невском, потом у Дворцовой. Наконец, их приткнули сюда – на пятачок у Конюшенного ведомства, неотремонтированного и грязного. Такого отношения к сувенирным базарам мы не встречали ни в одном из европейских, да и в других городах мира – везде иностранцев завлекают местной народной продукцией в самых популярных местах их посещения.
Вот и теперь работники сувенирного труда в полной панике. Причем мнения относительно своего будущего у них расходятся.
– Говорят, что рынок перенесут на другое место, но куда – мы в полном неведении, – посетовала торгующая шапками Галина. – А сюда уже вряд ли кто из покупателей придет.
– Рынок не переносят, а закрывают, – более пессимистично смотрит на ситуацию продавец матрешек Алексей. – Где это видано, чтобы обносили торговое место бетонным забором до того, как ларьки оттуда уедут. Если бы городские власти хотели для нас что-то сделать, то сначала бы отвели новое место, организовали там торговлю, а затем и выставляли забор. Сейчас мы даже боимся на заборе повесить объявление, что здесь рынок: вызовут ОМОН и в каталажку увезут.
Логику действий городских властей действительно трудно понять. Казалось бы, чего проще сделать так, как предлагает Алексей: отвели новое привлекательное место для торговцев, они бы сами туда переместились. Но чиновники сначала начнут бетонно-заборную войну, вызовут у людей по отношению к себе массу негатива, а потом уже что-нибудь кое-как придумают. Ну никак слуги народа не выучатся поменять порядок действий.
...Реставрацию здания Конюшенного ведомства и возведение гостиничного комплекса планируют завершить за два года: как обозначено, срок окончания работ – IV квартал 2015-го. Стоимость проекта оценивается примерно в 5 миллиардов рублей, в качестве подрядчика выступает компания ООО «Содис-Строй». В 2010 году здание было передано целевым назначением ЗАО «Оранж-девелопмент» – структуре «Плаза лотос групп» братьев Зингаревичей, в 2012 году в доме уже успели провести противоаварийные работы. К слову, та же группа компаний займется реконструкцией и другого памятника архитектуры в центре Петербурга – казарм Павловского полка на Марсовом поле.
Добавим: ранее тем же инвестором были озвучены планы комплексного преобразования пространства Конюшенной площади. Как сообщалось, оттуда хотят убрать автостоянку и разместить на ее месте сад и скульптурную композицию.
Источник СПб ведомости