Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть

Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть

Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть

Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть : к изучению политической культуры российской революции 1917 года : монография / Б.И. Колоницкий ; Ин-т рос. истории, С.-Петерб. фил. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2001. - 349 с. : ил.

Из предисловия:
Новые символы – красные флаги, «Марсельеза» (которая в русской традиции пелась на несколько разных ладов с разными текстами – «Рабочая марсельеза», «Казачья марсельеза», «Новая марсельеза» итд.), банты, цветы и многое другое – все это стало новой политической школой для огромного количества людей, вовлеченных в уличную политику 17-го года.

 «Можно предположить, что именно политические символы, особенно песни, повлияли на формирование политической культуры масс, „проснувшихся" к политической жизни после Февраля. Они стали важным инструментом политического воспитания. Именно усвоение (и неоднократное использование, повторение) политических символов явилось начальной фазой политизации».

Рассматривая различные аспекты этого символического поля, Колоницкий доказывает, что никакого «двоевластия» по крайней мере в мире политических символов, после Февраля уже не было – практически всё заполнили собой символы революции, не оставляя монархистам каких-либо надежд на реванш. Сложнее другое – контекст, в котором шла борьба между условно «победившими» в этой революции партиями, за право использовать эти символы как свои собственные, утверждая своё право на обладание плодами этой победы.

из Третьякова 14 тип земгусар.jpg      из Третьякова 14 тип речь.jpg
Иллюстрации из книги

 
Петербург - Петроград - Ленинград : каталог фотооткрыток, 1895-1941 годы. Т. 5 , Петроград, 1917-1924 годы


Из книги "Символы власти и борьба за власть":
"....Впрочем, нередкими были случаи, когда главной причиной, побуждавшей прикрепить к одежде красный бант, было стремление оградить себя от эксцессов на улице." Воспоминания современников полны примерами того, как высокопоставленные чиновники и офицеры, представители высшего общества, либо желая обеспечить безопасность, либо руководствуясь конъюктурными соображениями, украшали себя громадными красными бантами. Карьеристы, еще вчера монархи чески настроенные, стремились приспособиться к новой ситуации. Утверждали, что даже известный черносотенец В. М. Пуришкевич прикрепил к своему костюму красную гвоздику. В некоторых мемуарах упоминаются огромные красные банты, которыми украсили себя военный и морской министр А. И. Гучков, командующий Петроградским военным округом генерал-лейтенант Л. Г. Корнилов (некоторые белые офицеры даже именовали последнего «красным генералом», «либералом и демократом»)." Красные банты надевали многие лица, арестованные в дни Февраля как приверженцы «старого режима».

Генерал П. Н. Врангель вспоминал: «Первое, что поразило меня в Петербурге, это огромное количество красных бантов, украшавших почти всех. Они были видны не только на шатающихся по улицам, в расстегнутых шинелях, без оружия солдатах, студентах, курсистках, шоферах таксомоторов и извозчиках, но и на щеголеватых штатских и значительном числе офицеров. Встречались элегантные кареты собственников с кучерами, разукрашенными красными бантами, и владельцами экипажей, с приколотыми к шубам красными бантами. Я лично видел немало старых, заслуженных генералов, которые не побрезговали украсить пальто модным революционным цветом. В числе прочих я встретил одного из лиц свиты Государя, тоже украсившего себя красным бантом, вензеля были спороты с погон; я не мог выразить ему моего недоумения увидеть его в этом виде. Он явно был смущен и пытался отшучиваться: "Что делать, я только одет по форме - это новая форма одежды" Общей трусостью, малодушием и раболепием перед новыми властителями многие перестарались"....


Наверх