ГМИ СПб


    
      

Адрес: Петропавловская крепость, Тел.: 230- 64-31
http://www.spbmuseum.ru

27 мая –27 июля 2021 года
выставка
«Две столицы.
К 300-летию Российской империи»
Петропавловская крепость, Комендантский дом

На выставке представлено более 250 произведений из фарфора, созданных современными художниками Императорского фарфорового завода. Все они посвящены двум городам — Москве и Санкт-Петербургу, двум великим столицам России, двум главным полюсам, определяющим историю страны. Каждый из этих городов обладает своей яркой индивидуальностью, которая послужила источником творческого вдохновения для многих поколений писателей, художников, музыкантов. Размышления о genius loci (гении места) Москвы и Петербурга, о прошлом, настоящем и даже будущем этих необыкновенных городов нашли отражение и в работах художников и скульпторов Императорского фарфорового завода.

Фарфор уникальный материал: белый как чистый лист, легкий, но прочный, глянцевый и матовый, тонкий и звонкий — позволяет создавать сложные многогранные художественные образы. Убедиться в этом можно на выставке в Петропавловской крепости. Фарфоровые сервизы, вазы, декоративные тарелки и пласты, мелкая пластика представляют целую галерею московских и петербургских видов и образов. Улицы, площади, дома, люди — главные герои этих изысканных фарфоровых композиций. Здесь можно увидеть парадные, репрезентативные работы, напоминающие о столичном статусе Москвы и Петербурга. Рядом с ними соседствуют камерные лирические произведения, в которых раскрывается «душа города».

В экспозиции представлены работы заслуженных художников РФ Нелли Петровой, Инны Олевской, Татьяны Афанасьевой, Галины Шуляк, Сергея Соколова, Нины Троицкой, Ивана Тарасюка, работы художников и скульпторов Императорского фарфорового завода Веры Бакастовой, Галины Белаш, Ольги Беловой-Вебер, Владимира Богданова, Ольги Будашовой, Анатолия Данилова, Юлии Жуковой, Марины Никольской, Сергея Русакова, Михаила Сорокина, Анны Трофимовой, Татьяны Чариной, Татьяны Чапургиной, а также копии исторических образцов, исполненные живописцами предприятия.

В XXI веке к образу Петербурга обращаются практически все художники завода, продолжая «фарфоровую летопись» города, открывая перед нами новый взгляд на известные места, проводя по любимым улицам и мостам северной столицы. На выставке представлены работы хорошо известные ценителям фарфора (сервиз «Классика Петербурга» Г. Шуляк, украшавший торжественные мероприятия по случаю 300-летия Петербурга; сервиз «Ладонь Невы» Т. Афанасьевой – квинтэссенция «петербургского стиля» в фарфоре), а также новые авторские произведения. Обширная коллекция работ, посвященных Москве, была создана специально для данного выставочного проекта и экспонируется впервые.


31 мая 2021 – 9 ноября 2021
выставка
«Петроград в 1921 году»
Музей-квартира А. А. Блока
(ул. Декабристов, 57)

3 января 1921 года Александр Блок записал в дневнике: «Новый год еще не наступил – это ясно; он наступит, как всегда, после Рождества. В маленьком пакете, спасенном <…> из шахматовского дома <…>: листки Любиных тетрадей (очень многочисленные). Ни следа ее дневника. Листки из записных книжек, куски погибших рукописей моих, куски отцовского архива, повестки, университетские конспекты <…>, кое-какие черновики стихов, картинки, бывшие на стене во флигеле. На некоторых – грязь и следы человечьих копыт (с подковами). И все». Так начался для Блока пятый год после революции.

Сегодня нам трудно представить те жестокие послереволюционные времена. Но на сломе эпох, перед лицом неизбежной гибели, особенно ярко проявила себя русская культура. В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится уникальный снимок «Чествование М. Горького в издательстве "Всемирная литература"», который мог бы стать символом тех страшных лет. Он демонстрируется на выставке. Мы видим сотрудников издательства, поэтов, писателей, переводчиков, собравшихся вокруг Горького. Вот Корней Иванович Чуковский держит в руках альбом с надписью: «Петроград. Чуккокала». В первом ряду сидят его старшие дети: Коля, Лида и Боба. Внимание зрителя привлекает и прекрасное печальное лицо Александра Блока. Чуть левее – Николай Степанович Гумилев, позируя, держит в руках папиросу. Но лица Гумилева мы не видим: оно стерто и заклеено фотографией другого человека. Вокруг – такие же стертые и переклеенные лица. И, если присмотреться внимательнее, то можно увидеть еще затертые и тщательно заштрихованные человеческие фигуры – тени на стене. Увы, более чем вероятно, что перед нами – документ эпохи Красного террора. Со смертью Блока и гибелью Гумилева в России завершилась эпоха Серебряного века. Но его наследие и традиции во многом определили путь литературы и искусства XX столетия.

Каким был Петроград в 1921 году? Об этом нам расскажут фотографии Кронштадтских событий, бытовые снимки и зарисовки, афиши, листовки-объявления и, конечно, книги.

Силами сотрудников «Всемирной литературы» издавалась мировая классика; избранные издания и каталог «Всемирки» можно увидеть на выставке.

Жизнь города тех лет протекала в искаженной реальности. Как бы в противовес тщательно спланированной программе издательства, где трудились десятки сотрудников, посетитель выставки познакомится со своеобразным языком петроградских листовок: «В Петрограде сыпной тиф. Не покупайте на базаре грязного невымытого белья». Новшеством для горожан стал крематорий. 3 января 1921 года К. И. Чуковский записал в дневнике: «<…> Был Борис Каплун – в желтых сапогах, – очень милый. Он бренчал на пьянино, скучал и жаждал развлечений. – Не поехать ли в крематорий? – сказал он, как прежде говорили: «Не поехать ли к “Кюба” или в “Виллу Родэ”?». Странным образом дневниковая запись Чуковского иллюстрируется серией фотографий петроградского крематория из собрания ГМИ СПб.

Горожане оказались не просто в непростых, а в невозможных бытовых условиях. По свидетельству современников, печи в домах не топились годами, голодали клинически. Тем удивительнее была работа творческой мысли: в этих условиях создавались лучшие переводы, появлялись стихи, ставились спектакли, писались картины. А главное – проявлялись лучшие человеческие качества. К. И. Чуковский, 3 февраля 1921 г. «Вчера в Доме Ученых встретил в вестибюле Анну Ахматову: весела, молода, пополнела! “Приходите ко мне сегодня, я вам дам бутылку молока – для вашей девочки”. Вечером я забежал к ней – и дала! Чтобы в феврале 1921 года один человек предложил другому – бутылку молока!».

Ахматовские строки сохранили для нас живой голос той эпохи:

И мы забыли навсегда,

Заключены в столице дикой,

Озера, степи, города

И зори родины великой.

В кругу кровавом день и ночь

Долит жестокая истома…

Никто нам не хотел помочь

За то, что мы остались дома,

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя

Его дворцы, огонь и воду.

Иная близится пора,

Уж ветер смерти сердце студит,

Но нам священный град Петра

Невольным памятником будет.

Вход на выставку по билету на посещение Музея-квартиры А. А. Блока


4 июня 2021 – 4 июля 2021
выставка
«Такса – друг поэта»
Музей-квартира А. А. Блока
(ул. Декабристов, 57)

Таксы – любимые собаки многих знаменитостей, в том числе, Александра Блока. Любимцами поэта были таксы Краб и Пик, принадлежавшие его родным. У матери Блока на протяжении жизни было несколько такс.

И хотя в доме поэта на Офицерской улице таксы никогда не жили, об особенном отношении к ним в мемориальной квартире напоминает один экспонат, фаянсовая пепельница в виде таксы, о которой Александр Блок однажды написал: «Печальное, печальное возвращение домой. Маленький белый такс с красными глазками на столе грустит отчаянно».

Выставка «Такса - друг человека» объединила предметы и произведения искусства, в которых нашла отражение любовь людей искусства - поэтов, художников - к этой удивительной породе собак.

В экспозиции можно увидеть работы профессиональных художников: Анны Переходько, Галины Карнауховой и Анастасии Сильяновой, а также уникальные предметы из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга: более 40 открыток с изображением такс; книгу «Каштанка» 1905 года с рисунками художника Д. Н. Кардовского; стереокартинку начала ХХ века для демонстрации через стереоскоп детям, страдающим косоглазием, и многое другое.

Целый раздел выставки посвящен детскому и юношескому творчеству. В феврале-апреле 2020 года был проведен конкурс «Такса - друг человека», в котором приняли участие дошкольники, школьники, студенты. В различных техниках они изображали таксиков, сочиняли стихотворения, рассказы, присылали тексты историй из своей жизни.

Творческие работы оценивало жюри, в состав которого, помимо музейных сотрудников, вошли: Владимир Колбасов – член Союза художников России, председатель Товарищества «Акварельный Класс»; Юлия Мусалимова – поэт, журналист, преподаватель, лауреат международного литературного фестиваля «Петроглиф». Всего на конкурс поступило 37 работ, все они демонстрируются на выставке.

Специально для выставки был снят «биографический» фильм «Негодник-Крабка» о любимой таксе Александра Блока; создан необычный арт-объект – Такса-Читакса и подготовлена своеобразная книга отзывов – целая стена, на которой каждый посетитель сможет выразить свои впечатления об увиденном.

Вход на выставку по билету на посещение Музея-квартиры А. А. Блока


Наверх