От розы до дворняжек

От розы до дворняжек 21.08.2020

«Санкт-Петербургские ведомости» продолжают «коллекционировать» полузабытые петербургские монументальные объекты. Сегодня расскажем про железные объекты в саду Пионерской площади.

Слева, если находится лицом к фасаду ТЮЗа, виднеется металлический силуэт Петропавловской крепости с отражением в «воде», на которой установлены цифры «300» и текст: «Санкт-Петербургу от Урала». Внизу на постаменте – табличка, но буквы на ней уже не читаются. К ней мы еще вернемся, но сначала обойдем весь парк на Пионерской площади. Нам встретятся кованое кресло с прямой высокой спинкой и фонарем на вершине, композиция с тремя собаками и две отдельно «растущие» железные розы. На громадном цветке выбита пояснительная записка. Из нее следует, что цветок ковался 16 часов 10 минут и «сработан» кузнецами Александром Романовым и Иваном Монастырским. Это тоже дар городу к круглой дате от Ульяновска – Симбирска.

Как рассказала нашей газете Надежда Ефремова, старший научный сотрудник Музея городской скульптуры, в 2001 году городские власти поддержали инициативу Союза кузнецов Петербурга по созданию парка фонарей в сквере на Пионерской площади. Тем более что тогда готовился проект нового благоустройства территории. Предполагалось установить до десятка оригинальных осветительных приборов, в том числе газовый фонарь. Но красивая идея столкнулась с прозой жизни – надо было найти точное архитектурное решение парка, просчитать инженерию, подвести электрические сети и т. д. Средств не хватало, подготовительные работы остановились. Одновременно появился другой проект – создать парк декоративной скульптуры. Он был частично реализован к 300-летию Петербурга. Композиция «Санкт-Петербургу – от Урала» создана художником Владимиром Сохоневичем и кузнецом Виктором Вятчиновым. Их имена и указаны на слепой табличке.

По мнению Ефремовой, единого арт-пространства как обязательного условия существования парка скульптуры не получилось. Увы, «потрудились» и вандалы. Кованый трон – только часть композиции Андрея Яковишина «Король и шут», или «Кресло для мечтаний». Она утратила важный элемент – низенькую табуретку для шута. Тогда скульптура имела символический смысл, как обращение к зрителю: какое место в жизни ты способен и вправе занять?..

Композиция Владимира Маркова «Петербургские дворняжки» лишилась миски. И здесь исчез метафорический авторский посыл: заставить зрителя подумать о том, что он готов предложить бездомным псам – монетку, пакетик собачьего сухого корма? Или собственный кров?

Ефремова считает ульяновскую «Розу» (на снимке) шедевром кузнечного искусства, она сделана на специальном прессе из пятитонной стальной болванки и выражает надежду, что парк кузнечного искусства нужен в Петербурге. Где его можно создать – это вопрос ко всем заинтересованным горожанам.


Вадим Михайлов, фото Марии Шерих
Источник: Санкт-Петербургские ведомости


Путешествия во времени и пространстве

18 августа Русское географическое общество отметило 175 лет со дня основания. Созданное по высочайшему повелению Николая I, общество было призвано «собрать и направить лучшие молодые силы России на всестороннее изучение родной земли». За почти два века существования РГО накопило огромный массив знаний о жизни как на территории нашей страны, так и далеко за ее пределами. Фотографии, географические карты, рукописные источники, рисунки путешественников – все это было и остается бесценным материалом для географов, этнографов, историков и всех, кто интересуется окружающим миром. В год юбилея Русское географическое общество подготовило ряд онлайн-выставок, которые доступны всем желающим.

Документы из самых интересных экспедиций собраны на выставке «Золотой фонд Русского географического общества». Она рассказывает о путешествиях Петра Семенова-Тян-Шанского, Григория Потанина, Николая Миклухо-Маклая и других.

Отдельные экспозиции посвящены трем другим именам – Петру Козлову, Гомбожабу Цыбикову и Николаю Пржевальскому.

Первый из них сделал археологическое открытие, сравнимое с находкой Трои, – обнаружил древний тангутский город Хара-Хото и исчезнувшее государство Западное Ся.

Гомбожаб Цыбиков стал первым фотографом, который, рискуя жизнью, показал миру таинственную закрытую Лхасу – столицу Тибета.

Выставка, посвященная Николаю Пржевальскому, – это ретроспектива всех путешествий великого ученого: 11 из 49 лет своей жизни он провел в экспедициях.

В год юбилея РГО также рассказывает о забытом народе под загадочным названием айны, показывает уникальные литографии из кругосветной экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, в ходе которой они открыли Антарктиду. Отдельная онлайн-фотовыставка посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Все экспозиции доступны на сайте Русского географического общества.


Владиславна БОНДИНА
Источник: Вечерний Санкт-Петербург
https://vecherkaspb.ru/puteshestviya-vo-vremeni-i-prostranstve/


Возврат к списку

Наверх