Памятники защитят профессионалы

Памятники защитят профессионалы 19.08.2020


Мы уже рассказывали о случаях вандализма, которые время от времени происходят с петербургскими памятниками. Наш корреспондент узнала, почему в таких случаях надо вызывать специалистов и почему некомпетентные действия добровольных помощников наносят едва ли не больший вред.

Очередное хулиганское действие произошло 3 августа, и снова на Аничковом мосту. Вандалы разрисовали черной краской два гранитных постамента под конями Клодта с трех сторон. Так поклонники одного из блогеров-рэперов выразили восхищение его творчеством. Их личности не установлены. Поэтому хулиганы избежали наказания за порчу объекта культурного наследия федерального значения. Коммунальные службы удалили надписи быстро, но крайне грубо. Пострадал гранит.

Травмированы навсегда

Начальник отдела памятников и мемориальных досок Государственного музея городской скульптуры Екатерина Шишкина отмечает, что только в прошлом году сотрудники отдела памятников и реставраторы службы по текущему уходу почти сорок раз выезжали на место варварского отношения к произведениям монументального искусства.

На этот раз, получив звонок от представителей администрации Центрального района, реставраторы были у коней Клодта через полчаса. Но оказалось, что в этот раз им восстанавливать ничего не нужно: какая-то городская служба, видимо, решила помочь музейным специалистам и механическим способом удалила граффити, стесав с каракулями и слой гранитной поверхности. Сделать было уже ничего нельзя – постаменты скульптурных групп так и остались травмированы навсегда.

«К сожалению, когда мы приехали, то, кроме изуродованных участков кованого гранита, ничего не увидели, – рассказала заведующая службой по текущему уходу и содержанию памятников Государственного музея городской скульптуры Екатерина Макеева. – Нам не удалось установить, какая из городских служб решила удалить надписи, используя абразивный метод расчистки, который недопустим на памятниках. Ведь мы работаем по определенной методике – применяем разные реставрационные составы. Тем более что пьедесталы коней Клодта были покрыты специальным составом антиграффити – антивандальным покрытием, чтобы реставраторам было легче снять краску».

Памятную надпись стерли

После этого случая музей в очередной раз разослал во всевозможные службы письма с предупреждением, что городские памятники – его объекты, а в данном случае это исторические пьедесталы, которые требуют бережной реставрации. В музее также вспоминают вандальный случай, произошедший два года назад на Невском проспекте, 14. Тогда неизвестный покусился на один из символов блокадного города и закрасил белой краской надпись «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Руководство школы, расположенной в этом здании, из лучших побуждений попыталось организовать работы по восстановлению блокадной фразы, но в результате совсем стерло ее. Хотя если бы они обратились в музей, то специалисты сняли бы мелкими тампонами краску и надпись сохранили.

Кстати, на музейном учете стоят не только 248 городских памятников, но и 787 мемориальных досок, которые вандалы тоже не щадят. За примером далеко ходить не надо: одну из самых старых мемориальных досок – в Кузнечном переулке, посвященную Ленину, – столько раз разрисовывали, что камень окрасился и уже не отмывается.

«Мы научены горьким опытом и знаем, какие памятники больше всего страдают от рук вандалов, поэтому на «популярные» монументы предварительно наносим антивандальное покрытие, – замечает Екатерина Макеева.

Если вы видите следы порчи произведений монументального искусства, не пытайтесь самостоятельно удалять надписи. Обратитесь к специалистам Музея городской скульптуры. Это можно сделать по электронной почте gorod.mgs@gmail.com или в официальной группе музея «ВКонтакте» vk.com/gmgs_ru.

Что такое антиграффити

Специалисты Музея городской скульптуры активно ищут способы противодействия вандалам. Один из них – антиграффити, специальное покрытие для памятников.

– Состав антиграффити при его нанесении на поверхность камня впоследствии позволяет удалять надписи с минимальными усилиями. Камень – пористый материал, и если на него нанести краску, то она впитывается в поры и потом ее приходится долго оттуда вымывать, – поясняет заведующая службой по текущему уходу и содержанию памятников Государственного музея городской скульптуры Екатерина Макеева. – Антиграффити помогает создать на камне прозрачную, не видимую глазом пленку. И когда краска ложится на нее, то ее просто смывают с этого слоя. Средства смывки сбывают разные – жидкие, которые наносятся пульверизатором, или гелеобразные. Главное, они должны быть бескислотными. Если кто-то самостоятельно будет смывать граффити с бронзовой скульптуры, используя бытовые средства, в которых содержатся кислоты, то снимется и вся патина. А она защищает поверхность основного металла. Поэтому в реставрации используются бескислотные смывки. Для вертикальных поверхностей они чаще всего гелеобразные, для горизонтальных – жидкие. При крупном акте вандализма, когда страдает большая поверхность памятника, мы используем аппарат высокого давления, который удаляет грязь с поверхности с помощью распыленной струи воды. Но вначале обязательно идет процесс пробной расчистки – подбирается наиболее оптимальный состав смывки, наносится на загрязнение и затем смывается водой… После того как камень просох, сверху наносится антивандальный прозрачный состав, который не влияет на цвет камня. И когда кто-то из хулиганов использует баллончик с краской, то ее легче смыть. Но если разрисуют маркерами, то реставрировать сложнее, потому что маркер механически продавливает защитный слой и тогда сложнее убирать чьи-то каракули. А когда памятники царапают ключами, ножом или разбитой бутылкой, то даже антивандальное покрытие не спасает.


Людмила Клушина
Фото Татьяны Горд, предоставлено Музеем городской скульптуры
Источник: Вечерний СПб
https://vecherkaspb.ru/pamyatniki-zashchityat-professionaly/



Возврат к списку

Наверх