Продолжается раскрытие авторской живописи в интерьерах церкви Богоявления на Гутуевском острове

Продолжается раскрытие авторской живописи в интерьерах церкви Богоявления на Гутуевском острове 30.07.2019

Продолжается реставрация уникальной живописи в интерьерах южного и северного нефов объекта культурного наследия регионального значения «Здание церкви Богоявления» на Двинской улице, 2.

Особенностью авторской живописи этого храма является то, что в советское время она не была уничтожена, как во многих других церквях, а была частично закрашена, а частично, из-за сильного загрязнения, не была распознана. Важно и то, что сохранившиеся фрагменты подлинной живописи в советское время были укреплены профилактической заклейкой (папиросная бумага на воско-канифольной мастике), благодаря которой и сохранился авторский красочный слой.

Сейчас специалисты аккуратно и бережно снимают профзаклейку, расчищают красочный слой от загрязнений, методом инъектирования укрепляют штукатурную основу.

«На сегодняшний день выполнена 1/4 часть всей работы, и прогнозировать сроки окончания реставрации мы не беремся, даже при условии того, что этот памятник очень хорошо изучен специалистами, – отмечает художник-реставратор Андрей Чувин. – Реставрацию живописи храма можно сравнить с процессом лечения человека – невозможно сказать точно, как быстро его удастся вылечить. В каждой стенке, нише и арке есть свои особенности, каждый день перед нами встают новые задачи».

В реставрации специалистам помогают фотографии Карла Буллы. Известны два экземпляра издания: один находится в храме, второй – в Эрмитаже. Судя по архивным снимкам, роспись в храме была очень богатая: она включала золотое убранство, византийские орнаменты, цветы, кресты.

В этом году реставраторам удалось совершить открытие – на южной стене северного придела алтарной части была найдена композиция, которая не вошла в альбом Карла Буллы. «Когда мы приступали к работе, то даже не представляли, что может быть изображено на этой стене. После того, как мы укрепили штукатурный слой и приступили к удалению загрязнений, перед нами начали проявляться образы. Это были фигуры трех мужчин, один из которых указывал наверх. Сначала мы предположили, что эта композиция может быть связана с историей о волхвах. Однако постепенно расчищая этот фрагмент, мы открыли посох, который является символом пастухов. Позднее произошло настоящее «чудо» - листая журнал «Художественное обозрение» за 1896 год, мы встретили графическое изображение этой композиции. И теперь с уверенностью можем сказать, что этот фрагмент называется «Поле пастухов». Он повествует о том, что в поле к пастухам явился ангел и известил о том, что Спаситель пришел на землю. Это очень редкий для храмов сюжет», - рассказал Андрей Чувин.

В 2018 году были выполнены расчистка и тонировка одного из самых сложных фрагментов живописи храма «Хождение по водам». Изображения Христа, персонажей и пейзаж фрагментарно сохранились. Сложность при работе заключалась в том, что в советское время этажом ниже под изображением стояла печка – на красочном слое наблюдались точечные ожоги от брызг битума. Обожжённые участки специалистам удалось снять, а также собрать и укрепить сгоревшие кусочки красочного слоя. Только в центральной части композиции, не затрагивая фигуры, авторский красочный слой не сохранился.

В соответствии с проектом данным этапом работ предусмотрены только «техническая реставрация живописи» – расчистка, реставрация и консервация сохранившихся живописных композиций и фрагментов без восполнения утрат, а также тонировка утраченных мелких фрагментов, не требующих разработки рисунка и цветового решения. Фрагменты сусального золочения будут укреплены и восполнены в местах мелких утрат. Там, где позолота полностью утрачена, планируется тонировка под золото.

В 2019 году на реставрацию интерьеров храма из средств бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП выделено 37,1 млн. руб.

Всего с 2000 по 2019 годы на реставрацию храма из бюджета Санкт-Петербурга выделено порядка 340 млн. руб.

***

В конце XIX века русская промышленность наконец достигла такого уровня развития, который сделал возможным осуществление выдающегося проекта – строительство Морского канала. Крупнотоннажные суда смогли подходить к столице и отгружать товары непосредственно в городе. На Гутуевском острове, между Обводным каналом и рекой Екатерингофкой, был основан Санкт-Петербургский морской торговый порт. При въезде в новый порт должна была появиться красивая новая церковь.

Церковь Богоявления на Гутуевском острове была построена в 1891 – 1899 гг. по проекту архитектора Василия Косякова. Храм был построен в память чудесного спасения цесаревича Николая Александровича «от угрожавшей ему опасности при покушении 29 апреля 1891 года». Во время проезда через город Оцу в Японии наследник был ранен в голову саблей японским фанатиком.

Александр III утвердил безвозмездное предоставление Городской Думой земли под постройку храма. Средства на строительство выделил купец И.А. Воронин с условием, что здесь будет его фамильная усыпальница.

Здание имело калориферное и пароводяное центральное отопление. Это было чудо тогдашней техники, спроектированное гражданским инженером Б.К. Правдзиком и смонтированное К.Б. Зигелем. Котельная располагалась в устроенном рядом с храмом особом здании, сохранившемся до наших дней, а калориферные камеры – в подвалах церкви.

Громадный купол имел рельефный золоченый пояс с орнаментом в русском стиле по цинковой кровле (новинка того времени). Цинковые купола изготовил мастер Г. Миттенберг.

Инженерная часть: конструкции, отопление, освещение, вентиляция – выполнены по проекту гражданского инженера Б.К. Правдзика. Храм построен в псевдорусском стиле кирпичной архитектуры, для которого характерна эстетика неоштукатуренной кирпичной поверхности с полихромными изразцовыми, белокаменными, терракотовыми и т.п. вставками. Изразцовые полихромные с орнаментами вставки на фасадах выполнены на заводе М.С. Кузнецова (там же был выполнен одноярусный фаянсовый иконостас); мозаичные иконы - в мастерской А.А. Фролова.

Наибольший интерес представляли росписи в технике масляной живописи по штукатурке, покрывавшие все стены храма. В нижнем ярусе были композиции на Евангельские темы (большей частью утрачены), в парусах – Евангелисты (частично сохранились); в нижней части барабана иконы Святых праотцев на холстах, наклеенных на деревянные щиты (утрачены); в куполе – «Благословляющий Спаситель» (живопись сохранилась с фрагментарными утратами). Автором росписей стен был академик Андрей Семенович Славцев, причем эскизы для композиций на алтарной стене «Тайная вечеря» и в конхе «Крещение Господне» выполнены художником с натуры в Палестине. Запрестольный образ Тайной вечери, написанный во всю алтарную стену, виден был с любого места в храме. Орнаменты написаны художником Н.М. Бутаковым.

Фрагментарно сохранились полихромные с бликовкой золотом орнаменты и сюжетные композиции.

Алтарная часть отделялась одноярусным иконостасом, который был выполнен из фаянса на знаменитой фабрике М. С. Кузнецова и отмечен наградой на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Дубовые двери с резьбой для порталов храма выполнялись в мастерской А.Ф. Шмунка, ажурные кованые решетки - в художественно-слесарном заведении З.А. Герана; изразцы, майоликовые фризы, рельефы - фирмой М.С. Кузнецова.

В 1935 году Богоявленская церковь была закрыта. Впоследствии в церкви находились склады и мыловаренный завод, она была обнесена бетонной оградой. Историческая кованая ограда в 1936 году была перенесена к новой школе неподалеку, примерно в 2006 году ограда сдана в металлолом.

Во время Великой Отечественной войны от немецкого снаряда в храме произошёл пожар. Впоследствии храм был переоборудован под склад Фрунзенского универмага, в здании было устроено три дополнительных перекрытия. В 1991 году изуродованный храм был возвращён церкви.

https://kgiop.gov.spb.ru/press-centr/news/50866/


Возврат к списку

Наверх